Статьи и обзоры
- Подробности
-
Создано 01.06.2009 00:20
Много лет утекло с тех пор как
Сибирский тракт еще играл свое значение, как крупнейшая магистраль связывающая европейскую часть России с землями за Уралом в Азии. Но уже к началу 20 века он утратил свое значение, с развитием сети железных дорог и остался лишь в страницах истории. А между тем тракт этот проходил по территории нашей республики и представляет определенный интерес.
До второй половины 18 века тракт шел по северной части республики через Яр, Глазов, Балезино, Полом, Зуру. Дебесы. Но уже во второй половине века, когда на Урале стала бурно развиваться железнодорожная, оружейная, металлургическая промышленность, увеличилось количество перевозимых сельхозпродуктов, полезных грузов, дорогу спрямили.
Теперь тракт шел через Селты, Новые Зятцы, Игру, Дебесы. И к чему казалось бы поднимать в наши дни данную тем, но всему есть свое объяснение. Одна из причин кризис. В Игре обанкротилось крупнейшее градообразующее предприятие – Игринский леспромхоз. И один из путей выживания районного центра в таких условиях – это развитие туризма и народных промыслов. И в принципе товары есть, центр ремесел изготовляет большое количество предметов, относящихся к традиционной удмуртской культуре. А в местном краеведческом музее готовы предложить туристические маршруты. Один из которых и имеет непосредственное отношение к Сибирскому тракту, представляя собой отрезок пути до этапной тюрьмы, расположенной в деревне Бакчеево.
Здание тюрьмы отлично сохранилось до наших дней и вполне реально. Крепко срубленная изба из светлой древесины, как будто заколдована и время невластно над ней, хотя возраст ее составляет уже 172 года. Экскурсия начинается за 100 метров до здания музея. Экскурсантов выводят их автобуса и строят в шеренги по 4 человека. Впереди импровизированной колонны этапируемых идет конвоир, которых набирают из местных учащихся старших классов, форма его соответствует духу прошедшей эпохи, в руках муляж ружья. Так же перед колонной идут костюмированные участники данной реконструкции, так что все желающие могут послушать, как на самом деле звучат кандалы, звук которых исчез в далеком прошлом много лет назад. Уголовных и политических вели большими группами по 100-200 человек. Особо опасных старались перевозить летом в телегах, зимой в развольнях. При том времена были настолько суровы, что при побеге заключенного конвоиры могли схватить любого мужика-крестьянина вместо сбежавшего. Неудивительно, что крестьяне по тракту ездить боялись и не любили его.
В 19 веке по тракту каждый год проходило до 18 тысяч арестантов. В 1790 году в Якутию провезли большого ненавистник самодержавия, написавшего известнейщую книгу "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева. В 1835 году в Пермь проследовал русский демократ Герцен. А в 1850 году в кандалах ехал по тракту великий писатель Достоевский, в 1864 году через Зуру и Дебессы в кандалах проделал свой путь Чернышевский. Много великих людей повидал он на своем веку.
В здании музея экскурсантам показывают карту тракта и его развития, самой длинной дороги в мире, проходящей по территории республики в два «рукава». Далее демонстрируются камеры арестантов. В Бакчеево их было 4 (мужская, женская, для политических заключенных, для семейных). В избе арестанты проводили лишь одну ночь, а утром снова отправлялись на восток, путь этот был неблизким и занимал от полутора до двух лет. В мужской камере экскурсантов кормят ячневой кашей, правда без мяса, парадокс, но заключенных в прошлом веке кормили лучше. На человека выделяли полфунта говядины, 70 грамм овса, килограмм хлеба, и две кружки кваса. Выделяли и небольшие карманные деньги.
Маршрут «Сибирский тракт – дорога сквозь века» стал лауреатом конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» и в принципе пользуется популярностью в республике. Желающие могут примерить амуницию конвоя и арестантские робы, примерить можно и кандалы, а уж поваляться на нарах тем более.