Слушаем

Сплин – Обман зрения (2012)

alt2012 год подарил русскому року новую работу группы «Сплин», которую в России принято было называть последней надеждой, а впоследствии последней живой легендой этого самого «рока». Стоит отметить, что надежда, наверное, себя не оправдала. Не стали они теми, кем могли, но и того, чего группе удалось достичь достаточно и хватит с запасом на долгие годы. Подтверждением этому является плотный гастрольный график, полные залы в клубах и больших концертных площадках, более 19 миллионов прослушиваний не ресурсе Last.fm, что автоматически делает «Сплин» самой популярной российской группой. Что тем удивительнее, если учесть, что во все времена основополагающим настроением песен группы был сплин, который, видимо, очень близок загадочной русской душе. 
 
Не секрет, что сегодня большая часть именитых российских групп эксплуатируют свой наработанный творческий багаж и образ. В этом плане «Сплин» можно назвать приятным исключением – этот коллектив не почивает на лаврах, регулярно выпуская новые, интересные работы, которые по-разному помогают раскрыть грани их творчества. Можно утверждать, что сегодня Александр Васильев (неизменный лидер группы) так же далеко ушел от «Орбита без сахара», как Том Йорк ушел от «Creep». Данная аналогия не случайна, так как музыка группы стала с годами существенно изобретательнее, более новаторской, а настроение песен со временем сменилось с радийно-доступного до экзистенциально-мудреного, что удивительным образом не отразилось на популярности коллектива.
 
«Обман зрения» – это уже 11 номерной альбом группы за ее 18-летнюю историю. Да, за всю свою долгую жизнь группа делала разные песни, многие из них были очень жизнеутверждающими и мажорными, но большинство, так или иначе, соответствовали названию группы. После знакомства с «Обманом зрения» это ощущение только подтверждается. «Обман зрения» – это легкая грусть, дозированная меланхолия и хандра с новым звучанием, новыми смыслами, новым мироощущением. 
 
После немного изломанной и светлой композиции «Увертюра» (самая настоящая увертюра без кавычек) с самоубийственным оптимизмом альбом открывается песней «Летела жизнь». На удивление суицидальная тема вообще очень распространена среди песен данного альбома. Помимо композиции «Летела жизнь», которая посвящена Александру Башлачеву, навеки попавшему в «клуб 27-летних» эту же нить продолжает композиция «Страшная тайна», которая является прямой остылкой к английской поэтессе Сильвии Плат, которая ушла из жизни на 32 году жизни. Продолжает тему «Петербургская свадьба», песня на стихи уже упомянутой легенды ленинградской поэзии 1980-х годов Александра Башлачева, одна из самых сильных вещей на альбоме, обладающая настоящим нервом. 
 
При этом контрастные по звучанию и словам антонимы, вроде композиции «В мире иллюзий», скорее, лишь подчеркивают уже обозначенный мотив, нежели просто его опровергают. Скорее всего, ту же функцию исполняет композиция «Солнце взойдет». Еще одной песней, в которой соединились жизнь и смерть является «Дочь самурая» («Девочка до сих пор живёт и складывает журавликов»), песня, которая посвящена жертве бомбардировки Хиросимы Садако Сасаки, девочке умершей от лучевой болезни через 10 лет после бомбардировки. Не менее безотрадной можно назвать и песню «Черная Волга», которая, по словам Васильева, «является эпитафией уходящей эпохи, которая растворилась совсем недавно». Грустны, но освещены религиозным символизмом песни «Ковш» и «Чудак», абсолютно разные по звучанию. Ковш звучит более драматично с гитарным драйвом, в то время как «Чудак» классическая акустическая лиричная баллада. Безусловно, радует тот факт, что череду минорных ладов завершает всплеском инструментального жизнелюбия последний трек «Волшебное слово».
 
В целом альбом полон интересных моментов, чего стоит хотя бы экспериментальный и по содержанию, и по гармонии, и по ритмическому рисунку трек «Фибоначчи» или новая версия «Праздника», которая сменила гранжевый стиль на более мягкую и гармоничную электронную аранжировку. Как всегда у «Сплина» и Александра Васильева вышел необычный альбом, на котором есть место и приятным мелодиям и превосходной лирике и достаточно интересным аранжировкам. Не менее важно и то, что записано все было на высоком техническом уровне. С каждом годом работы группы становятся все более весомыми в плане звучания, одно это не может не радовать.
 
Лучшие треки: «Страшная тайна», «Петербургская свадьба», «Дочь самурая», «Ковш», «Чудак».

Поиск по сайту