- Подробности
-
Создано 30.11.2010 21:45
В последнее время достаточно часто можно услышать негативные отзывы о работе различных супермаркетов, о не качественной продукции, реализуемой в магазинах, и о сотрудниках, всех как один не образованных и бесконечно хамовато-наглых. Сразу хочу оговориться, данным материалом я ни в коей мере не хочу оправдывать, защищать и тем более очернять какие-либо магазины, супермаркеты, гипермаркеты и иные оптово-розничные торговые точки.
Гораздо большее значение, по моему мнению, стоит уделить самой сложившейся ситуации на продуктовом рынке. За время своей трудовой деятельности мне пришлось работать в нескольких сетях, в том числе и федерального значения на руководящих должностях, работал я и в Санкт-Петербурге, и в Москве, поэтому могу в достаточной степени объективно оценить ситуацию в данном экономическом сегменте.
Не зависимо от региона и города выход на рынок сетевых игроков начинается одинаково, различно только время, сценарий точно под копирку. После выбора помещения, и завершения первоначальных подготовительных работ, подобранный будущий штат магазина обучают. В зависимости от ранга сотрудника (продавец – директор) разняться продолжительность и место прохождения обучения. И именно изначальная, первая партия сотрудников является наиболее обученной, образованной, грамотной и доброжелательной. Однако, постепенно, ветшает и хиреет не только ремонт в магазине. Меняется и коллектив: отлично обученные, зачастую профессионалами, сотрудники покидают магазин, разочаровавшись в уровне оплаты, статусе, отношении руководства (список можно продолжать бесконечно). Свято место пусто не бывает: на смену вышколенных и доброжелательных сотрудников приходят новые, зачастую не имеющие должного уровня образования, квалификации, опыта и желания работать. Такого сотрудника часто обучают «старички», в процессе работы, как-нибудь, лишь бы побыстрее. Первоначальных сотрудников становиться все меньше и меньше. Как водиться десятая вода на киселе уже и не сладкая вовсе. Уже через полгода-год, в магазине нет профессиональных продавцов, на их месте неудовлетворенные, обманутые работодателем, ленивые девочки лет 18-20 из ближайшей деревни (в случае с крупными городами роль деревенских девочек выполняют выходцы из союзных республик), для которых достаточно большой сложностью является связать хотя бы два слова. Для большинства продавцов и кассиров в крупных супермаркетах покупатель – обезличенная единица, понимание, что именно покупатель платит зарплату в магазине, есть далеко не у всех, для такого понимания нам еще ой как далеко. Ни в коем случае не хочу никого обидеть, нарочито утрируя факты, однако, правда – есть, правда.
Продукция, которая реализуется в магазинах, также частый предмет обсуждения и осуждения. Качество продукции – основной критерий, по которому стоит оценивать магазины, как правило, хозяин компании к данному вопрос подходит очень строго. Проблема заключается в том, что сам хозяин находиться за несколько тысяч километров от магазина, в котором третьи сутки стоит просроченный йогурт. Как он попал на прилавок, и почему не исчез с него? Ответ прост… Есть всего несколько вариантов. Первый – банальная неосмотрительность продавца. Вторая – преступная халатность. Но не будем во всем винить несчастного продавца. Как правило, продавец, особенно в крупных сетевых магазинах федерального значения чрезмерно загружен работой. И это реалии жизни. Каждый продавец отнимает рубль у хозяина сети, а сам этот хозяин весьма рачительный. Поэтому получасовой обед и два перекура по пять минут за 12 часовой рабочий день для сотрудника это уже верх щедрости. На моей практике было и так, что продавец, отработав полдня в торговом зале, непрестанно выкладывая товар и меняя ценники на нескольких участках магазина, садился за кассу, где в режиме нон-стоп обслуживал покупателей, в час-пик, а под вечер мыл полы в магазине, потому как уборщица тоже бывает непозволительной роскошью для хозяина сети. Поэтому нет ничего удивительного в том, что продавец просмотрел одну баночку просроченного йогурта и не снял его с реализации. Удивительного нет, но осадок остался, как говориться…. Хуже, когда продавец с ведома или без оного администрации магазина оставляет просроченный товар на витрине. Причина в этом также сводиться к желанию дяди, живущего где-нибудь в Сочи побольше заработать. Конечно, правилами магазина предусмотрен процент продукции, который можно списать безболезненно для кошелька несчастного продавца, но процент этот настолько мал, что попасть в него достаточно сложная задача, справиться с которой может только слаженный коллектив сотрудников, которым не мешают извне, различные руководители руководителей и директора директоров.… Поэтому единственным решением проблемы с просроченным товаром может быть либо его приобретение за свой счет, либо продажа его ничего, не подозревающему покупателю. Казалось бы, решение простое…. Сам виноват – сам покупай….. Но сверх меры заботливое руководство, приславшее на твой магазин огромную партию йогуртов по цене вертолетов, мало озаботилось организацией сбыта, переложив это на плечи продавца. Он и решил поставленную задачу, решил как смог. Осуждать его за это? Пусть решит каждый сам….
Хамство, грязь и качество продукции. Эти проблемы разбираются и осуждаются так, что продавец является конечной причиной. Если не продавец, то директор магазина. Однако в случае с сетевой торговлей это далеко не так… Над каждым начальником есть свой начальник, каждый хочет оптимизировать работу нижестоящего звена в меру своих способностей, способности эти, правда весьма ограничены.… Продать – вот главная цель тех, кто сидит в уютных кабинетах, далеко от грязного и душного торгового зала красно-белого, бирюзового или желто-синего окраса. Вот только пусть обманывают, оправдываются, платят штрафы проверяющим органам, и кормят семью просроченной продукцией продавцы, кассиры и прочие «нахлебники», которые «не дают нормально работать» «белым воротничкам».
Я не имею ничего против супермаркетов, строящихся гипермаркетов и прочих. Я довольно сильно огорчен судьбой небольших магазинчиков, в которых каждого клиента знают в лицо, для которых испорченная продукция – личная беда хозяина магазина. В таких магазинах дорог каждый покупатель, каждый клиент – гость, которому рады, которого хотят привлечь, сделать постоянным покупателем… Конечно, из каждого правила бывают исключения…. Вот только за последние полгода я не купил ни одного испорченного товара, меня ни разу не обсчитали и даже не нахамили… Чудеса? Нет, просто я хожу в обычный магазин, с традиционным прилавком и улыбчивым продавцом….
Ханыгин Кирилл Сергеевич,
В прошлом администратор в сети супермаркетов «Столичный» и
директор магазина «Магнит»