Цены в роуминге никогда не радовали, однако в последнее время операторы стараются по возможности их понижать и, кроме того, создают разного рода специальные опции. Особенным образом это касается международного роуминга Билайн, МТС, Мегафон и других операторов. Как в данный момент дела обстоят в данной сфере, разберем в нашей статье.
Максим Савватин, аналитик iKS-Consulting рассказывает: "Четыре года назад международный роуминг, в отличии от национального роминга Билайн, был совершенно непопулярной опцией на массовом рынке. Во многом это было вызвано печальной истории молодой пары, которая, отправившись отдыхать в Грецию, решила воспользоваться модемом 4G/3G от Мегафон для скачивания нескольких серий любимого сериала, а по приезду обнаружила долг в более чем 1 миллион рублей. Произошло это в 2010 году и, вообще-то, история вполне отражала положение вещей на рынке – высокие цены, непонятное ценообразование. Результат – многие даже боялись включать телефон за границей, не то чтобы воспользоваться какой-либо опцией. Путешественники тогда, правда, нашли выход – местные SIM-карты или специальные туристические SIM-карты".
Однако в 2011-2012 годах ситуация серьезно изменилась – Федеральная антимонопольная служба России потребована снизить цены на роуминг, и требование было удовлетворено. Таким образом, роуминг стал доступнее, а уровень продаж туристических SIM-карт резко упал.
Виталий Солонин, глава департамента беспроводных технологий исследовательского агентства J’son & Partners Consulting рассказывает: "Мегафон в декабре 2011 года понизил базовые расценки на международный роуминг в Турции, европейской части СНГ и Европы в 5-9 раз, в результате чего к концу 2012 года число клиентов, пользующихся за границей опциями связи, увеличилось примерно в три раза: входящих звонков стало больше втрое, исходящих – вдвое, трафик передачи данных повысился в целых пять раз. В конце 2013 года "ВымпелКом" существенно понизил расценки на мобильный интернет и уже в феврале трафик вырос втрое".
Несмотря на то, что главным образом понижение цен в роуминге было обусловлено требованием ФАС, аналитик Content Review Сергей Половников считает: "Снижение цен в роуминге в довольно большой степени обусловлено ситуацией в Европе. Во-первых, рынок мобильной связи там полностью консолидировался, а с транснациональными игроками договориться всегда проще. Во-вторых, европарламент проголосовал за отмену роуминговых тарифов внутри Евросоюза и одобрил единое регулирование всех роуминговых тарифов стран Европы, то есть появилась масса зон с одинаковой системой ценообразования".
В настоящий момент по данным самих операторов, большая часть доходов от пользования связью в роуминге приходится не на базовые тарифы, а специальные опции. Сервис-провайдер Билайн компания "Корпорация Связи" (сайт www.corporacia.ru) отмечает, что на дополнительных услугах зарабатывается более 50% трафика в международном роуминге. Дмитрий Солодовников, представитель МТС сообщает, что за счет специальных опций оператор зафиксировал увеличение количества минут разговоров в роуминге на 15% и мегабайт переданных данных на 75%.
Ростуризм сообщает, что в 2013 году за границей побывало 15 миллионов россиян, роумингом же, как сообщает J’son & Partners воспользовались 12 миллионов. Не так уж плохо. Однако глава Telecomdaily Денис Кусков отмечает, что из этого числа звонки совершают порядка 70% клиентов, а вот мобильным интернетом пользоваться решают не более 50%. Александр Поповский исполнительный вице-президент "ВымпелКом" эти данные не только подтверждает, а серьезно усугубляет: "Мобильным интернетом при поездках за границу не пользуется 90% абонентов".
Тем не менее, в ближайшем будущем тенденция, наверняка, изменится. Несмотря на то, что пока лишь 10% выезжающих за границу россиян пользуются мобильным интернетом, трафик стремительно растет. За последний год он вырос почти вдвое – на 80%. Так что, доходы операторов по данному направлению, хоть и не слишком быстро, да растут.
Екатерина Лебедева говорит, что рост этот обусловлен появлением все более выгодных опций, однако многие эксперты убеждены, что дело в большей степени в росте продаж смартфонов и планшетов. Сегодня чуть ли не каждый первый, владелец не простого телефона, а мобильного устройства, позволяющего выходить в сеть. Кроме того, популярность социальных сетей также свою роль сыграла.
Конечно, принижать заслуги операторов не стоит. Половников отмечает, что за последние полтора года цены в международном роуминге при поездках в Европу снизились очень ощутимо. Если в начале 2013 года 1 Мб за границей обходился в 700 рублей, сегодня средняя его стоимость в зависимости от направления и оператора колеблется в диапазоне 5-70 рублей.
Аналитики J’son & Partners подсчитали, что в 2012 году прибыль "большой тройки" от использования клиентами роуминговых опций выросла на 10% и составила 26 миллиардов рублей, в 2013 году рост составил еще 8%, что позволило получить прибыль 28 миллиардов. Однако это не так уж и много, прибыль от пользования опциями в международном роуминге составляет в среднем 2-3% суммарных доходов операторов, при этом 17% из них приходятся на интернет-услуги.
При этом J’son & Partners также отмечают, что в будущем, несмотря на продолжение увеличения числа клиентов, пользующихся опциями связи в роуминге, прибыль операторов по данному направлению будет повышаться примерно на 2% в год, по сравнению с 8-10% прошлых лет.
Таким образом, выходит, что цены на опции в роуминге падают, число клиентов растет, а темп доходов снижается, однако это не удивительно, рынок постепенно начал приближаться к точке насыщения. Данный факт означает, что у нас две новости, хорошая для абонентов – общение в роуминге будет продолжать оптимизироваться, плохая для операторов – сильной отдачи любые ухищрения им уже не принесут.
Среда, 28 Январь 2015 14:53 Glazov.su Cackle