С 1 сентября 2015 года вступили в силу изменения в законодательстве, регулирующие оформление права собственности на самовольные постройки. Нововведения способны серьезно усложнить жизнь владельцев земельных участков, которые начали строительство до получения необходимых разрешений.
Сегодня перед владельцем участка, желающим построить на нем дом, открыты два пути: он может начать с получения разрешения на строительство, подготовить проект будущего дома, получить согласование различных инстанций, а затем, когда дом уже построен, вводить его в эксплуатацию. Второй вариант – собственник может начать работу еще до сбора всех необходимых разрешений, рассчитывая затем оформить собственность уже на готовый объект в суде. Поскольку на сбор согласований уходило немало времени, многие владельцы участков выбирают второй вариант.
При этом их не останавливает тот факт, что объект, на строительство которого не было получено разрешения, является самовольной постройкой, а значит, по закону не существует. Пока собственность на него не зарегистрирована в Росреестре, владелец участка не имеет права им распоряжаться, продать, подарить или сдать в аренду.
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 258-ФЗ, вступившим в силу 1 сентября, узаконить такую постройку стало сложнее. Нововведения в законодательстве определяют новое понятие «самовольной постройки». Теперь под «самовольной постройкой» понимается здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Кроме того, новый закон ужесточает требования к легализации самовольных построек. Теперь, чтобы узаконить строение, придётся соответствовать одновременно нескольким условиям. Во-первых, у «самовольных строителей» должно быть право на земельный участок, допускающее возведение на нём постройки определённого типа. Во-вторых, постройка на день обращения в суд должна соответствовать параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки и т. д. И в третьих, – сохранение постройки не должно нарушать права и законные интересы третьих лиц, и не должно создавать угрозу жизни и здоровью граждан.
По отношению к владельцам несанкционированных объектов могут быть применены следующие санкции:
- штраф за возведение строений без разрешений;
- приостановка работ по возведению объекта либо его реконструкции;
- демонтаж самовольного строения.
Снос самовольных построек теперь могут инициировать и местные власти, тогда как ранее был предусмотрен исключительно судебный порядок сноса самовольной постройки. Органы местного самоуправления могут принять подобное решение в следующих случаях:
1. Земельный участок, находится в зоне с особыми условиями использования: охранных, санитарно-защитных, водоохранных зонах, зонах охраняемых объектов и др.;
2. Земельный участок находится на территориях общего пользования - территориях, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);
3. Земельный участок, находится в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального и местного назначения;
Филиал кадастровой палаты по Удмуртской Республике напоминает: прежде чем начать строительство дома, необходимо обратиться в уполномоченный орган с целью получения разрешения на строительство в порядке ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пресс-служба филиала кадастровой палаты по Удмуртской Республике
Вторник, 08 Сентябрь 2015 13:06 Glazov.su Cackle