Педагогика Марии Монтессори, доктора медицинских наук, психолога и учительницы в странах Восточной Европы была не слишком популярна, тогда как в Западной Европе, Азии и Америке открывались академии и школы, в которых изучались и воплощались в жизнь ее педагогические, антропологические и дидактические идеи.
Стоит отметить, что Монтессори-школу, как самую многочисленную, занесли в Книгу рекордов Гиннеса. Эта школа находится в Индии, а учатся в ней более 22 тысяч детей. Известно, что Монтессори-школу в Америке окончила дочь экс-президента США Билла Клинтона. Потомки Льва Николаевича Толстого в разных странах мира также учились в таких школах.
Одна из фундаментальных работ Монтессори- «Дети-другие!». Главное, считает автор, это не пособия и не методики, главное - это сам ребенок. Он уникальный, неповторимый, единственный в своем роде. Поэтому, он имеет право рассчитывать на индивидуальную систему обучения. Единые и требования и программа как таковая отсутствуют.
Дети познают мир, прежде всего через чувства, прожитые ими в собственных действиях. Ребенок, хоть и подражает окружающим его взрослым, но испытывает при этом одно из самых сильных и ярких чувств детства – желание быть самостоятельным и независимым. Чувство удовлетворения и интерес а вызывает у него не результат, а сам процесс выполнения целенаправленных действий. Если кратко, О МЕТОДИКЕ, это стимуляция ребенка к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию. Девиз педагогики Монтессори– помоги мне сделать это самому!
Марией Монтессори было выявлено одно из важных отличий мира детей от мира взрослых – это наличие особых (сензитивных) периодов. Ребенок в эти периоды наиболее восприимчив к проявлениям окружающей его жизни. Дети могут потерять интерес к ним, если вовремя не воспользоваться появившимися возможностями. Ученой была определена, в частности, сензитивная фаза порядка (от рождения до 4 лет) как период взаимодействия с окружающими его взрослыми, подчинение внутреннему и внешнему ритму. Причем внешний порядок со временем становится внутренним. Именно поэтому очень важна развивающая среда, которая должна соответствовать потребностям ребенка. В Монетссори-среде выделятся пять зон: практичесая, матматическая, сенсорная, языковая и космическая, каждая из которых должна быть выстроена согласно логике.
В организации Монтессори детский сад "Друзья", находящейся в Санкт-Петербурге, день начинается со свободной деятельности детей. То есть они приходят в группу, переодеваются, приводят себя в порядок, а затем сами выбирают, чем сегодня будут заниматься. Обучение происходит на основе выбора какого-либо материала, временем его работы и самостоятельном контроле своих ошибок. Педагог наблюдает за тем, как ребенок развивается, косвенно руководит им, если это необходимо.
Феномен системы состоит в безграничной вере в природные возможности каждого ребенка, в стремлении отказаться от какого-либо авторитарного давления на формирующегося человека, в ориентации на активную, свободную и самостоятельную личность.
Воскресенье, 23 Апрель 2017 13:57 Glazov.su Cackle