Русская литература в современной школе

Русская литература в современной школе

Перечень обязательных для прочтения в средней школе России художественных произведений, предлагаемый Российской академии образования уже долгое время является поводом для критики со стороны представителей разных сфер общественной жизни. При этом уровень понимания данной проблемы с обеих сторон впечатление производит, мягко говоря, удручающее. Вообще, создание списка обязательных книг для современных школьников – задача не из легких. Для того чтобы хоть каким-то образом обозначить пути ее решения, стоит подробнее остановиться на моментах, вызывающих наибольшее количество вопросов составителям.

Как известно, на уроках литературы в российской школе предполагается изучение классических отечественных произведений. В реальности же нет и не может быть какого-то определенного канона, по которому произведение может быть отнесено к классическому. Да и само понятие классика – понятие довольно неоднозначное. Очень сомнительно, например, что современники И.С. Тургенева выбрали бы для изучения на школьных уроках литературы его роман «Отцы и дети» https://bukva.info/blog/kratkoe-soderzhanie-otcy-i-deti-turgenev/, вызвавший в свое время в печати бурю негодования и резкой критики. Большинство же советских и российских школьников считает это произведение вершиной его творчества. И дело здесь не в том, что оно чем-то лучше и значительнее других его произведений, а именно в непосредственном влиянии школы. Стоит отметить, что небезызвестный «Обломов» И.А.Гончарова, по убеждению многих истинно классический роман был введен в обязательную часть школьной программы только после 1990 года. Таким образом, истинно классических, в классическом понимании этого слова, произведений просто не существует.

Кроме того, стремление изучать на уроках литературы все произведения, признанными классическими выглядит довольно утопично. Объем произведений отечественной классики настолько огромен, что вряд ли предполагает возможность их прочтения школьниками. Поэтому при внесении в список обязательных для изучения произведений проводят вынужденный отбор, при осуществлении которого руководствуются априори субъективными представлениями о цели и задачах изучения литературы в школах. Это ответ на вопрос, почему одни произведения изучают, а другие - оставляют без внимания. Почему, например, «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова - https://bukva.info/blog/geroy-nashego-vremeni-kratkoe-soderzhanie/, лучше «Анны Карениной» или «Демона».

Некоторые сложности возникают и при попытках внести в список литературы новые произведения, так как уже вошедшие в него считаются эталонными, наделенными исключительно достоинствами и соответствующие уровню абсолютной нравственности. Все новое – уже по определению аморально, другими словами произведение, которого нет в списке менее надежно, чем то, которое уже давно внесено и привычно. Очевидно, что такие убеждения мало соотносятся с реальным положением дел. Вряд ли известные классики великой русской литературы рассчитывали на читателей-школьников, в своих произведениях нередко затрагивая довольно щепетильные вопросы бытия. Примеров таких достаточно и в романе «Война и мир», и даже в поэме «Руслан и Людмила», изучаемой в начальной школе.

В настоящее время многие осознают, что без изменений в области преподавания в школе курса литературы, без его осмысленной и внятно сформулированной цели, просто не обойтись. Осуществить это возможно только с привлечением большого числа общественных деятелей, экспертов, преподавателей литературы.

Пятница, 20 Декабрь 2019 02:09 Glazov.su
Cackle

Поиск по сайту